Гарантии при переселении жителям Москвы

Гарантии при переселении жителям Москвы

Отселение при сносе жилых домов регулируется Законом Москвы "О гарантиях при переселении жителям Москвы, освобождающим жилые помещения". 5 мая Мэр внес в Мосгордуму проект изменений этого закона. 20-го мая Общественный совет по жилищной политике при МГД рассмотрел проект и сделал 16 серьезных замечаний. Одно из главных - что предлагаемое отселение в пределах административного округа противоречит неоднократным заявлениям Мэра об отселении в пределах микрорайона. Совет обратился к Мэру и депутатам МГД с просьбой не принимать проект. Позиция Совета нашла отклик в СМИ, была доведена до депутатов. Но на заседании Думы 26-го мая несколько депутатов доказывали, что отселение в пределах округа оптимально, и проект принят в первом чтении: 20 за, 1 против (Д.И. Катаев), 6 не голосовали. А на следующий день СМИ сообщили, что Мэр возмущен чиновниками, которые в проекте записали отселение в пределах округа, а не района! Но 15-го июня - новый зигзаг: Правительство Москвы приняло Постановление N 404-ПП "Об обеспечении права жителей города Москвы на сохранение места проживания при переселении", где сохранение района проживания сплошь обставлено оговорками: (1) только при комплексной реконструкции районов, (2) ЦАО Зеленограде - пределах округа, (3) гарантия касается только одного помещения на семью, (4) не ? неотложных или аварийных случаях.

Первая оговорка практически сводит на нет реальный эффект, т.к. случая комплексной реконструкции целого района сложившейся застройки в Москве практически не было. Четвертая оговорка буквально провоцирует поджоги и признание домов аварийными.

Совершенно не понятно, зачем понадобилось Постановление Правительства, когда Мэр и сейчас еще может внести поправки в свой законопроект.

Похоже, что этот шум понадобился, чтобы прошли не замеченными другие изменения Закона, существенно умаляющие права собственников жилья: исключается приоритетное право собственника (пока недооцениваемое) своим жильем войти в инвестиционный проект и претендовать не на "равноценное" жилье, а на свою долю прибыли от инвестиций. Исключается и аналогичное право жилищных объединений. Ведь так, глядишь, они потребуют и землю в собственность! Вот главное - удержать сверхприбыли строительных олигархий. Это игнорирование Гражданского и Земельного Кодексов РФ, разворот от рыночного механизма назад к административному.

В проекте Мэра два положительных момента. Первый - "гарантии" отселения в пределах района. Но они практически сведены на нет. Второй - сохранение числа комнат и общей площади. Но при этом не гарантируется сохранение жилой площади.

В остальном проект Мэра только умаляет права москвичей.

На основе рекомендаций Общественного Совета депутат Дмитрий Катаев внес 23 поправки перед вторым чтением проекта Мэра. Они касаются сказанного выше, а также:

- в случае денежной компенсации должна назначаться выкупная, ? не только рыночная цена, с учетом непроизведенного капитального ремонта и упущенной выгоды, в том числе права на землю;

- собственник должен быть официально проинформирован не менее чем за год;

- нужны несколько вариантов типовых договоров между собственником или нанимателем освобождаемого помещения и отселяющим лицом;

- права представителей жителей, в том числе депутатов муниципальных Собраний, на участие в принятии решений должны быть расширены, а не уменьшены;

- должно быть проведено межевание и обеспечены другие необходимые условия для оформления кондоминиума и создания ТСЖ;

- и т.д.

Но нет гарантий того, что поправки будут приняты при втором чтении проекта.

Что останется москвичам? В муниципальных Собраниях около 80% депутатов - те, кого поддерживала "Единая Россия". С судами первых инстанций все ясно. Остаются суды высших инстанций и уличная политика.